Истории гравированных драгоценных камней и камей
Древние гравированные драгоценные камни, которые исторически носили на пальцах, попадают в одну из двух категорий — интаглии, которые имеют конструкции, вырезанные в виде углубления в поверхность драгоценного камня, и камеи – которые имеют избыток материала, удаленного, чтобы оставить рельефное изображение.
Международный руководитель отдела древностей Макс Бернхаймер – Несмотря на их небольшие размеры, высочайшее качество гравированных драгоценных камней соперничает с монументальным мрамором, вазами и бронзой с точки зрения художественного мастерства
Содержание
Какие камни использовались?
Так как это были высоко ценимые предметы то и обычно они изготавливались из драгоценных и полудрагоценных камней, таких как сердолик, агат, яшма, халцедон, каменный хрусталь, аметист, гранат и сапфир. “Их материал, размер и цвет будут отражать богатство и вкус покровителя”, – добавляет Макс Бернхаймер.
Драгоценные камни обычно были оправлены в золотые, серебряные или бронзовые оправы, порой обрамлялись простой лентой, а иногда и более сложным рисунком. Хотя многие из них потеряли свои первоначальные крепления, но все же некоторые еще можно найти в их первозданном виде.
Как они были сделаны?
Самые ранние гравированные драгоценные камни были вырезаны вручную с помощью простых железных инструментов, включая заостренные сверла и режущие диски, используемые в сочетании с мелкими абразивными наждачными порошками. Сверло с алмазным наконечником было введено в V веке до н. э., но не стало общедоступным много столетий спустя.
Некоторые драгоценные камни содержат небольшое отверстие, просверленное в центре, что позволило установить его на поворотном устройстве, чтобы их можно было носить с выгравированной стороной против пальца. Затем они могли быть удалены, и камень поворачивался.
Какова была их цель?
Первоначально, – говорит Бернхаймер, – гравированные драгоценные камни были портативными печатями, используемыми для отпечатывания выбранного носителем дизайна в воске или глине, чтобы ратифицировать документы и предметы, в то время как подписи еще не существовали. Позже они стали скорее предметом моды, чем функцией, и носились для обозначения интересов, лояльности, верований и убеждений владельца.
Когда и где они были сделаны?
Эта традиция началась в Древней Месопотамии, около 5000 лет назад, когда штамповые печати и цилиндрические печати были спрессованы и свернуты во влажную глину. Оттуда он постепенно распространился по всей минойской и микенской Греции, Персии и Египту.
Примерно в 16 веке до нашей эры минойцы начали делать небольшие прямоугольные штамповые печати. Традиция была утрачена к концу бронзового века, но возродилась в 6 веке до н. э. с небольшими овальными интаглиями, обычно в виде жука-скарабея с выгравированной нижней стороной.
В течение 5-го века до н. э. детали на гравированных драгоценных камнях стали более тонкими, а к 3-му веку до н. э. завоевания Александра Македонского позволили распространиться потоку новых экзотических камней по всему эллинистическому миру.
Римляне продолжили эллинистическую традицию для интаглия и камеи. “Римский писатель Цицерон однажды заметил, что люди носят на своих кольцах портреты своих любимых философов”, – говорит Бернхаймер.
Римляне также начали делать стекло, из которого можно было вырезать камеи, что позволяло создавать последовательные и предсказуемые цветовые слои. “Самый известный пример этой традиции-Портлендская ваза в Британском музее, которая вдохновила джосайю Веджвуда на создание монохроматической керамики”, – добавляет специалист.
Какие мотивы были выгравированы на них?
Мифологические фигуры, исследования животных и портреты были популярными предметами во все периоды гравированного производства драгоценных камней. В некоторых примерах также есть надписи, идентифицирующие их владельцев (написанные в обратном порядке, чтобы правильно видеть, когда они впечатлены).
Иногда имя художника, который выгравировал драгоценный камень, также включено. “Резчик Диоскуридес известен из древней литературы как придворный гравер римского императора Августа, и его подпись сохранилась на Аметистовой интаглии выше”, – говорит Бернхаймер
Некоторые римские инталии и камеи часто были больше по размеру и, возможно, носили на шее, а не на пальце. Это позволило создать более детальные изображения, такие как приведенное выше изображение римского императора Клавдия.
Как же они выжили?
Хотя многие гравированные драгоценные камни были обнаружены в ходе археологических раскопок, большинство из них являются случайными находками. Бернхаймер приводит пример осушения римских бань в Кесарии в Израиле, в результате чего были найдены многочисленные драгоценные камни, некоторые из которых, возможно, выскользнули из пальцев купальщиков. Древние писатели также описывают большие залежи гравированных драгоценных камней, предлагаемых богам в греческих и римских храмах.
Другие гравированные драгоценные камни сохранились над землей. В Средние века они ценились королевскими коллекционерами и часто вставлялись в церковные предметы, такие как книжные переплеты и чаши.
После Ренессанса возобновившийся интерес к античности вдохновил новую породу коллекционеров. “В 17-м и 18-м веках Великие туристы выставляли в своих величественных домах футляры с гравированными драгоценными камнями в качестве сувениров своих путешествий”, – говорит специалист.
4-й герцог Мальборо, Джордж Спенсер, собрал коллекцию из 780 драгоценных камней в течение 18-го века и поручил Джошуа Рейнольдсу нарисовать его, держащего свою драгоценную камею римского императора Августа. Его коллекция была продана Christie’s в 1899 году, и многие из драгоценных камней в настоящее время считаются потерянными, известными только благодаря сохранившимся слепкам и оттискам, размещенным в Музее Ашмола в Оксфорде.
Камея, показанная ниже, на которой изображен Юлио-Клавдийский принц, возможно Германик, одетый в тогу и венок, когда-то была в коллекции Мальборо.
Тенденция к коллекционированию, а также ношению древних драгоценных камней оставалась популярной на протяжении последних нескольких столетий, и в результате многие примеры, которые приходят на рынок, были перемонтированы в современных условиях.
В чем же заключается привлекательность для современных коллекционеров?
“Эти древние гравированные драгоценные камни предлагают увлекательное научное окно в Древний мир с точки зрения жизни, Моды и ритуала, а также доказывают, что традиция для сентиментальных украшений насчитывает тысячи лет”, – говорит Бернхаймер.
“Камеи и инталии-это прекрасные декоративные и вызывающие воспоминания произведения искусства, которые благодаря своей природной твердости часто сохранились в блестящем состоянии”, – продолжает специалист. “Благодаря своей портативности их можно носить в современном стиле и манере, в то время как их изобилие означает, что самые доступные примеры начинаются всего с нескольких сотен фунтов стерлингов.